Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРОПАГАНДА / РЕЕСТР ЛИЦ / УВОЛЕННЫХ В СВЯЗИ С УТРАТОЙ ДОВЕРИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова Олеся Валерьевна

В статье анализируется коррупционное поведение в системе высшего образования как создающее угрозу национальной, экономической, правовой безопасности Российского государства. Высказано мнение о необходимости проведения пропагандистской, просветительской работы в отношении студентов высших учебных заведений с целью формирования высокого уровня правовой культуры, нетерпимого отношения к коррупции. Предложено внести изменения в санкции некоторых статей Уголовного кодекса Российской Федерации, усиливающие ответственность за совершение коррупционных преступлений, а также изменения в порядок ведения реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, включив в него работников высшего образования, участвующих в коррупционных схемах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING CORRUPTION BEHAVIOR IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM AS AN ELEMENT OF NATIONAL SECURITY

The article analyzes the corrupt behavior in the higher education system as posing a threat to the national, economic and legal security of the Russian state. An opinion was expressed about the need to carry out propaganda, educational work in relation to students of higher educational institutions in order to form a high level of legal culture, an intolerant attitude towards corruption. It was proposed to amend the sanctions of some articles of the Criminal Code of the Russian Federation, increasing liability for committing corruption crimes, as well as to amend the procedure for maintaining the register of persons dismissed due to loss of confidence, including in it educators involved in corruption schemes.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). С. 24-29. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). P. 24-29.

Научная статья УДК 342

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Олеся Валерьевна Федорова

Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия, fedorovaov1987@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируется коррупционное поведение в системе высшего образования как создающее угрозу национальной, экономической, правовой безопасности Российского государства. Высказано мнение о необходимости проведения пропагандистской, просветительской работы в отношении студентов высших учебных заведений с целью формирования высокого уровня правовой культуры, нетерпимого отношения к коррупции. Предложено внести изменения в санкции некоторых статей Уголовного кодекса Российской Федерации, усиливающие ответственность за совершение коррупционных преступлений, а также изменения в порядок ведения реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, включив в него работников высшего образования, участвующих в коррупционных схемах.

Ключевые слова: противодействие коррупции; коррупционное поведение; антикоррупционная пропаганда; реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия

Для цитирования: Федорова О. В. Противодействие коррупционному поведению в системе высшего образования как элемент обеспечения национальной безопасности // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). C. 24-29.

Original article

COUNTERING CORRUPTION BEHAVIOR IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM AS AN ELEMENT OF NATIONAL SECURITY

Olesya V. Fedorova

Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia, fedorovaov1987@yandex .ru

Abstract. The article analyzes the corrupt behavior in the higher education system as posing a threat to the national, economic and legal security of the Russian state. An opinion was expressed about the need to carry out propaganda, educational work in relation to students of higher educational institutions in order to form a high level of legal culture, an intolerant attitude towards corruption. It was proposed to amend the sanctions of some articles of the Criminal Code of the Russian Federation, increasing liability for committing corruption crimes, as well as to amend the procedure for maintaining the register of persons dismissed due to loss of confidence, including in it educators involved in corruption schemes.

Keywords: anti-corruption, corrupt behavior, anti-corruption propaganda, register of persons dismissed due to loss of trust

For citation: Fedorova O. V. Countering corruption behavior in the higher education system as an element of national security. Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). Pp. 24-29. (In Russ.)

© Федорова О. В., 2021

В Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией 1995 года коррупция понимается как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях»1. В настоящее время под коррупцией понимается явление, распространенное более широко, проникшее практически во все сферы жизнедеятельности общества (здравоохранение, спорт, ЖКХ, образование) и охватывающее различных субъектов права, даже не наделенных государственными полномочиями, но обладающих исполнительно-распорядительными полномочиями, публичным статусом, компетенциями по решению задач, возможностями влиять на правовой статус других лиц.

Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 был утвержден Национальный план противодействия коррупции, закрепивший перечень мер антикоррупционной политики, в числе которых названо повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания2.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования содержат в себе универсальные компетенции, среди которых названа УК-11 (Гражданская позиция): «способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению». Так, бакалавр (специалист) должен определять коррупцию как негативное социально-экономическое и политическое явление, уметь применять действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности; быть способным вести деятельность, направленную на формирование ценностных установок и принципов по недопустимости коррупционного поведения. Развитие указанных умений и навыков должно осуществляться системно всеми преподавателями, особенно читающими лекции по дисциплинам, так или иначе затрагивающим вопросы функционирования гражданского общества, устройство государства и государственного аппарата, правовые основы существования Российского государства, по социологическим, политологическим, иным гуманитарным наукам.

Кроме того, формирование нетерпимого отношения к коррупции возможно только в случаях, когда преподаватель, вещающий с трибуны о категориях «нетерпимость к коррупции», «равенство прав и свобод человека и гражданина», «антикоррупционные стандарты», не допускает со своей стороны подобного поведения или намека на допустимость предоставления преференций и льгот студентам при итоговой аттестации в связи с получением какой-либо встречной выгоды от последних.

Справедливо отмечали Л. О. Сенчукова, О. Н. Гегечкори: образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества [3, с. 147]. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования производит самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

1 Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН [Электронный ресурс]. A/CONF. 169/14. 1995. 13 Apr. // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.unodc.Org/documents/congress//Previous_Congresses/9th_Congress_1995/016_ACONF.169.14_Bac kground_Paper_Economic_Organized_Crime_and_Criminal_Law_R.pdf (дата обращения: 16.05.2021).

2 О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2018 (дата обращения: 16.05.2021).

3 См. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (дата обращения: 16.05.2021).

Проникновение коррупции в образовательную среду, которая выражается в любых формах: взносы родителей в попечительские советы вуза для зачисления своего ребенка в образовательное учреждение, взятки руководству вуза, денежное вознаграждение преподавателю за сдачу зачета-экзамена, предоставление встречных услуг преподавателю за проверку работ, приобретение в вуз подарков (мебели, техники), приобретение диплома и т. п. - создает угрозу национальной безопасности, формирует ментальность молодого поколения, в которой коррупция одобряется, оправдывается, становится нормой поведения.

Фактически, принимая подобное поведение для себя в качестве нормы, молодой специалист, бакалавр, магистр оплачивает свое незнание, получает диплом об образовании не в результате упорного умственного труда, выполнения требований образовательных программ, а в результате выплаты денежных средств, оказания услуг преподавателю, который обязан обучать студентов, получая за эту деятельность заработную плату.

Впоследствии такая норма поведения распространяется на всю дальнейшую профессиональную деятельность молодого специалиста; для него допустимым будет получение государственных, муниципальных услуг, а также продвижение по службе в результате применения коррупционных схем, более того - коррупция может прочно войти в повседневную жизнь человека, кардинально изменив его мировоззрение, основанное изначально на норме права, на коррупционное, что, в свою очередь, ставит под угрозу всю существующую в Российской Федерации антикоррупционную политику.

В криминологии существует устоявшаяся, принимаемая большинством ученых позиция, согласно которой безнаказанность за совершенные правонарушения, преступления порождает большую преступность. Так, например, П. А. Кривенцов отмечал, что именно безнаказанность способствует воспроизводству преступности, дает возможность преступникам совершать всё более тяжкие и дерзкие преступления, что влияет на негативные качественные изменения преступности [1, с. 7].

Данная позиция подтверждает приведенный выше тезис о том, что принятие коррупции как нормы поведения влечет за собой формирование противоправного мировоззрения; повальная коррупционность в вузах угрожает национальной безопасности. Так, например, вместо специалистов-юристов, задачей которых в обществе является содействие реализации прав и свобод человека и гражданина, правозащитная деятельность, государство и общество получают прямо противоположный результат.

Согласно официальной статистике, размещенной на сайте МВД, общая доля преступлений «взяточничество» за 2020 год составляет всего лишь 0,7 % в структуре преступности Российской Федерации1. В соответствии со статистическими сведениями о деятельности Следственного комитета Российской Федерации за январь-сентябрь 2018 года (самые актуальные на момент написания статьи), количество расследованных преступлений по ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) «Получение взяток» составило 2 106, расследований преступлений по ст. 291 УК РФ «Дача взяток» - 1 819 . При этом стоит отметить, что статистика коррупционных дел именно в сфере образования вообще не ведется.

Очевидно, что указанные данные статистики, в соответствии с которыми объем коррупционных преступлений сравнительно незначителен в общих показателях преступности, не говорит об отсутствии таковых преступлений. Зачастую они носят латентный характер.

1 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://мвд.рф/reports/item/22678184/ (дата обращения: 15.05.2021).

2 Сведения о деятельности Следственного комитета Российской Федерации за январь-сентябрь 2018 года [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Следственного комитета РФ. URL: https://sledcom.ru/activities/statistic (дата обращения: 15.05.2021).

Н. В. Сазонова определяет латентную преступность как «часть преступности, внешне выраженную в совокупности преступлений, не вошедших в систему государственного статистического учета, характеризующуюся определенными особенностями возникновения и развития, социальным и уголовно-правовым характером, общественной опасностью, имеющую свои качественные и количественные характеристики, временные и пространственные границы» [2, с. 28].

Правонарушения, преступления коррупционной направленности в сфере образования достаточно сложно выявлять, поскольку, как правило, обе участвующие в этом процессе стороны принимают для себя как норму подобное поведение; сложно расследовать, так как достаточно проблематично собрать доказательственную базу, зачастую она базируется только на свидетельских показаниях.

В сложившейся опасной для общества ситуации, когда коррупция всё больше и больше поглощает различные сферы, очевидным является ужесточение ответственности за совершение коррупционных преступлений. Так, санкцию ст. 291.2 УК РФ1 «Мелкое взяточничество» необходимо дополнить таким видом наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В санкцию ч. 6 ст. 290 УК РФ предлагается включить дополнительный вид наказания - лишение государственных наград.

В Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 г. № 228 ведется реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

В данный реестр включаются данные о государственных служащих органов государственной власти Российской Федерации, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лицах, осуществляющих деятельность в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных федеральным государственным органом, региональным органом власти, должностных лицах органов местного самоуправления, к которым были применены взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.

Однако в данный перечень не включаются работники образовательной сферы, преподаватели, педагоги, которые совершили коррупционное правонарушение, преступление, что, по нашему мнению, является недоработкой законодателя. Представляется положительной практика включения таких лиц, участвовавших в каких-либо коррупционных схемах, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, поскольку данный факт отрицательно сказался бы на авторитете такого гражданина и, возможно, в некоторых случаях стал бы дополнительным сдерживающим фактором при возникновении умысла совершить какое-либо коррупционное правонарушение, преступление.

Кроме того, представляется необходимой дальнейшая просветительская, пропагандистская работа высших учебных заведений по формированию антикоррупционных стандартов в сознании обучающихся, привитие высокого уровня правового сознания. Способствовать этому может внедрение в образовательные программы дисциплин, в которых изучаются правовые основы функционирования гражданского общества, экономической безопасности государства, основополагающие конституционные принципы правового статуса личности, темы равенства прав и свобод человека и гражданина.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

2 О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 г. № 228 // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803070049 (дата обращения: 16.05.2021).

В некоторых высших учебных заведениях в образовательные программы включаются кампусные курсы, читаемые у студентов всех специальностей, всех форм обучения, способствующие развитию универсальных компетенций, в том числе УК-11 «Гражданская позиция». Так, в Томском государственном университете есть спецкурсы, способствующие формированию данной компетенции: «Гражданское общество в современной России: теория и практика», «Принятие политических решений»1. В Новосибирском государственном университете экономики и управления разработан кампус-ный курс «Социальная активность молодежи в современном обществе», в рамках которого изучаются такие темы, как «Гражданское общество в современной России. Теоретико-правовые основы функционирования институтов гражданского общества», «Понятие социальных групп. Правовые принципы равенства и толерантности», «Экономико-правовые основы интеграции граждан различных социальных групп в общество». Общий посыл данных тем - сформировать у специалистов, бакалавров устойчивые знания о коррупции, способах проявления коррупционного поведения, системе антикоррупционных стандартов РФ; умения выявлять в действиях/бездействии должностного лица коррупционное поведение, признаки склонения граждан к даче взятки, владеть навыками противодействия коррупции, участвовать в мероприятиях по противодействию коррупции, осуществлять общественный независимый контроль над деятельностью государственных органов.

Итак, коррупция в любых ее проявлениях, в любых сферах жизнедеятельности общества - однозначно негативное явление, создающее угрозу национальной, экономической, правовой безопасности. Формирование высокого уровня правовой культуры у молодежи - задача образовательной системы, особенно высших учебных заведений, выпускающих сформировавшегося гражданина, с устоявшимися ценностными ориентирами, развитыми компетенциями, определенным уровнем правосознания. Хотелось бы, чтобы указанные установки соответствовали правовым, демократическим идеалам развития общества, а коррупция воспринималась однозначно отрицательным явлением, которое угрожает как в целом государству, так и правовому статусу отдельно взятого индивида.

Список источников

1. Кривенцов П. А. Латентная преступность в России: криминологическое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 184 с.

2. Сазонова Н. В. Латентная преступность: понятие, причины, измерение: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. 164 с.

3. Сенчукова Л. О., Гегечкори О. Н. Коррупция в высшем образовании: причины, последствия, механизмы противодействия // Известия КГТУ. 2012. № 27. С. 145-152.

References

1. Kriventsov P.A. Latentnaya prestupnost' v Rossii: kriminologicheskoe issledovanie [Latent crime in Russia: criminological research]. Candidate's thesis. Moscow, 2014, 184 p. (In Russ.).

2. Sazonova N.V. Latentnaya prestupnost': ponyatie, prichiny, izmerenie [Latent crime: concept, causes, dimension]. Candidate's thesis.. Krasnoyarsk, 2004. 164 p. (In Russ.).

3. Senchukova L.O., Gegechkori O.N. Korruptsiya v vysshem obrazovanii: prichiny, posledstviya, mekhanizmy protivodeistviya [Corruption in higher education: causes, consequences, mechanisms of counteraction]. Izvestiya KGTU. 2012, no. 27, pp. 145-152. (In Russ.).

Официальный сайт Томского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru/education/upr/news/KK_1_sem/ (дата обращения: 16.05.2021).

Информация об авторах О. В. Федорова - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Административное, финансовое, корпоративное право», Новосибирский государственный университет экономики и управления.

Information about the authors O. V. Fedorova - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Administrative, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia,

Статья поступила в редакцию 20.05.2021; одобрена после рецензирования 04.06.2021; принята к публикации 04.06.2021.

The article was submitted 20.05.2021; approved after reviewing 04.06.2021; accepted for publication 04.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.